|
Обращаю внимание ваше, братия и сослужители мои, на чрезвычайно важные события, происходящие в настоящее время в Церкви Христовой. Мы молимся каждый день о соединении Церквей, уже целые века остающихся разъединенными. Большая длительность этого великого горя Церкви у весьма многих породило привычку и равнодушие к этому больному разъединению - и не только равнодушие, а гораздо худшее. Еще немного десятилетий тому назад и римо-католики, и лютеране относились к Православной Церкви с открытым пренебрежением. Православный Восток для них был царством глубокого мрака, языческих суеверий. Православная Церковь, по их мнению, даже не заслуживала христианского имени. Но, слава Богу, в последнее время это глубоко греховное отношение католиков и протестантов к нам, православным, резко изменилось к лучшему. В новейшей литературе, очевидно, инспирируемой Ватиканом, Православная Церковь получила совершенно новую, заслуженную оценку, и вместо враждебного голоса монахов- ассумпционистов громко раздается добрый и любовный голос бельгийского ордена бенедиктинцев в их журнале "Irlnikon". Это, конечно, весьма важно, но еще гораздо важнее то, что происходит в Церкви Русской. Важные политические события, и прежде всего мудрость нашего Святейшего Патриарха Алексия, открыли, как я думаю, новую и чрезвычайно важную эпоху в истории Церкви. На реке Божией треснул лед равнодушия и взаимного непонимания и незнакомства между Русской Церковью, Лютеранской, Англиканской и другими западными церквами и церковными общинами. Начался обмен делегациями между Православной Церковью и всеми этими церквами. В Западной Германии наша церковная делегация, возглавляемая митрополитом Крутицким и Коломенским Николаем, в Англии делегация Русской Церкви с митрополитом Минским Питиримом во главе, в Канаде наша делегация, руководимая архиепископом Северо-Американским и Алеутским Борисом, вошли в тесное общение с главными деятелями этих церквей, и это общение делегаций дало очень важные результаты: инославные церкви с удивлением увидели и узнали о Православной Церкви, о чем прежде не помышляли. А наши делегации увидели у них глубокое благочестие и любовь к Господу нашему Иисусу Христу. По приглашению Святейшего Патриарха Алексия к нам приезжали и продолжают приезжать многочисленные и большие делегации западных церквей, особенно Евангелической, - и получают возможность всесторонне ознакомиться с Русской Православной Церковью. Десятый и одиннадцатый номера "Журнала Московской Патриархии" (за 1959 год. - Ред ) содержат много писем руководителей и членов этих делегаций. Их впечатления были настолько ярки и неожиданны, что многие из них спешили написать об этих впечатлениях уже в самолетах при возвращении на родину. Доктор Стенли Эванс пишет, что при его посещении главных центров религиозной жизни России он вынес такое множество весьма важных и неожиданных впечатлений, что невозможно изложить их в журнальной статье, а надо написать целую книгу. Многие из руководителей и членов этих протестантских делегаций оставили очень яркие записи о своих мыслях и впечатлениях, полученных за время пребывания в Москве и Ленинграде, в Киеве и Одессе. Вот выдержки из этих записей, свидетельствующие о глубине былого отчуждения между Евангелической Германской церковью и Православной Русской. "Мы приехали в мир, совершенно нам чуждый. . . ""Мы потрясены полнотою впечатлений от нашей поездки. . . ""Нас потрясли открытые объятия и сердечный прием. . . ""В православных общинах мы нашли своих братьев. . . "Наше православное богослужение, красота и стройность его, особенно всенародное пение, производили очень глубокое впечатление на делегатов евангелических общин. Все это вызывало у гостей возгласы неподдельного восхищения и благоговейной радости, душевной признательности. Велико значение слов доктора Стенли Эванса, возглавлявшего английскую делегацию, приглашенную Святейшим Патриархом Алексием: "Каждый, кто принимает и кто будет продолжать принимать участие в укреплении связи между святой Православной Церковью России и Англиканской Церковью, сделал и сделает основной шаг на пути к объединению христианства во всем мире". Прямо-таки потрясли сердца наших западных гостей сердечность и доброта наших верующих, говоривших им о прощении тяжелых бедствий последней войны. Они не забудут также обаяние личности Святейшего Патриарха Алексия, его слов, сказанных на прощальном обеде с западногерманскими делегатами: "Я радуюсь, что мы нашли друг друга как братья. Мы будем в дальнейшем посещать друг друга и углублять наше общение, рожденное здесь. Мы стоим на общем основании". Предстоятель Рейнской Евангелической церкви доктор Хельд сказал о результатах приезда делегации в Россию волнующие слова: "Эти результаты столь обильны, значительны и благотворны, что все мы смотрим ныне на приглашение Патриарха приехать в Советский Союз как на указание Самого Господа Бога",Подлинно растаял лед, сковывавший сердца разъединенных xристиан, и на реке Божией не только треснул, но уже двинулся греховный лед. Пусть же без всяких помех и задержек плывет он в океан вечности. Начало единения между нашей Православной Церковью и западными протестантскими церквами считаем мы едва ли не важнейшей из многих заслуг пред Богом нашего Святейшего Патриарха. Много было написано статей книг о соединении Церквей, oсобенно Православной и Римско-католической. Но лед на реке Божией твердо стоял, и только теперь Господь Бог наставил Святейшего Патриарха Алексия найти золотой ключ для открытия крепко запертых дверей. Этот ключ очень прост: необходимо только "в главном и существенном - единство, второстепенном - свобода, в общем - любовь". . . Если так высоко ценим мы взаимную любовь между христианами, не должны, конечно, забывать, что Бог наш есть не только живая, всесовершенная Любовь, но и Солнце Правды. Должны исполнять заповедь Христову: ищите же прежде Царства Божия и правды Его (Мф. 6,33). Древнейшую догматическую правду, установленную святыми Апостолами и Семью Вселенскими Соборами, и все Таинства должны свято хранить. А этого не видим мы не только в Евангелической церкви и множестве лютеранских сект, но и в Римско-католической Церкви, установившей новые, совершенно неприемлемые для нас догматы о главенстве папы даже над Вселенскими Соборами и о непогрешимости его. От начала IX до середины XI века папский престол занимали совершенно недостойные люди, которых католический церковный историк Бароний клеймит такими позорными именами, которые я не могу повторять. Было время, когда папский престол занимали мальчики шестнадцати и даже двенадцати лет. Был совершенно неверующий папа Лев Х Медичи, называвший святое Евангелие "доходной басней о Христе". Конечно, абсолютно невозможно считать таких пап непогрешимыми в делах веры, главами Вселенской Церкви, воля которых выше воли даже Вселенских Соборов. На Соборе 1870 года, на котором папа Пий IX проводил догмат о непогрешимости папы, он встретил резкий протест со стороны множества католических епископов. Тем не менее догмат был принят по настоянию папы, а Православная Церковь, конечно, ни в коем случае не примет его. А о том, как далеко в сторону рационализма зашло современное лютеранство, так говорит крупный лютеранский богослов: "Две основных школы современного протестантизма - положительная и философско-критическая - стоят друг против друга как два противоположных полюса. В своем понимании сущности религии и богословия они расходятся диаметрально, и разделяющая их пропасть с каждым годом становится все шире и глубже, так что никакое посредство между ними невозможно". На своих экуменических съездах до крайности многочисленные протестантские общины и секты не могут до сих пор столковаться между собою, ибо среди них есть и тяжелые еретики, отрицающие троичность Бога и все Таинства. С такими, конечно, невозможно для нас даже объединение в любви. Будем же хранить в неприкосновенной чистоте наше Православие и своею верностью ему, как и своей христианской любовью, будем привлекать их умы и сердца к великой истине Православия. В этом да поможет нам Бог! Аминь.
...Назад |
|||
Сайт имени святителя Луки Войно-Ясенецкого 2024 |
|